У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

 

 Покупай/Продавай на Capital-Market.by

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

  

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

Здесь начиналась дорога к звёздам

19.04.2018

Слуцк – космическая столица Беларуси, подарившая миру около 30 покорителей космоса.

Знаете ли вы, что первый автограф, который оставил Юрий Гагарин после возвращения на Землю, хранится в Слуцком краеведческом музее? На пожелтевших страницах «Волжской коммуны» от 13 апреля 1961 года рядом с сообщением ТАСС о первом полете человека в космос аккуратным почерком выведено: «С.А. Косбергу. За третью ступень». Именно благодаря ему, инженеру-конструктору из Слуцка, произошло это историческое событие. Но оставили свой след на околоземной орбите в разные времена и другие выдающиеся слутчане. Илья Копиевич, создавший первую русскоязычную карту звёздного неба, по которой учился мореходству сам Пётр I. Витольд Цераский с его каталогами звёзд и открытиями. Начальники первого в мире космодрома «Байконур» Константин Герчик и Юрий Жуков… Всего более трёх десятков покорителей космоса родом со Слутчины.

Штурман экипажа первого лунохода Константин Давидовский родился в деревеньке Избудище в 15 километрах от Слуцка 10 апреля 1937 года. Много позже, после первого полета человека в космос, друзья и близкие будут свои поздравления с его днём рождения непременно приурочивать ещё и к Дню космонавтики. Вырос Константин в большой семье: трое братьев и две сестры. И интерес к космосу начал проявлять ещё с детства.

– Однажды было у нас солнечное затмение, – вспоминает сестра Константина Инна Тарасенко. – Так они с мальчишками подкоптили стёклышки и наблюдали через них за этим явлением. А потом уже по астрономии, физике, математике одни пятёрки получал.

Весейская школа, в которой учился будущий покоритель космоса, – в километрах пяти от дома Давидовских. Только Костя учился ещё в старой, послевоенной деревянной избе. Каждое утро братья и сестры пешком ходили на уроки. В снег и в дождь, когда через бездорожье и колхозными полями было почти невозможно пройти. Бывало в паводок набирали по пути полные сапоги воды и сушили их на школьной печке.

На улице Надречной, 16 до сих пор крепко стоит родная «хатка», как её ласково называет Инна Васильевна, где прошло все детство. А дом, между прочим, разменял уже девятый десяток. Когда-то родители перенесли его с хутора неподалёку. Вместе с грушей, которая до сих пор растёт здесь же. А вот весь сад – дело рук Константина.

Штурман экипажа первого лунохода Константин Давидовский– Любил он это, – вспоминает о брате Инна Васильевна. – Все сам делал по хозяйству. Как только денёк свободный – в Избудище. В огороде возиться. Даже в Одинцово, когда жил там и работал в центре управления полётами, имел свой огородик. Проснётся рано утром, пешком туда, огурцов выберет, сам и закатает сразу. В детстве меня все время в лес с собой брал по грибы и ягоды. До сих пор я это люблю, жаль, что без него уже…

У них вообще были особые отношения. 10-летний Костя катал маленькую Инну в самодельной коляске. Соорудили её с братьями: взяли колеса из-под танка, смастерили люльку. И хотя коляска оказалась неподъёмной, все равно любил отправляться на прогулки с сестрёнкой. И вот однажды коляска перевернулась. Костя, вспоминает Инна Васильевна, перепугался, бегал вокруг, плакал, а поднять не мог… Потом, уже поступив в училище, он, всегда невысокого роста, с гордостью напишет сестре: «Я вырос на сантиметр за месяц!» Всей семьёй перечитывали это письмо, смеялись.

Дом, где родился Константин ДавидовскийЭкипаж на первый луноход отбирали долго и тщательно: из 45 молодых офицеров прошли только 11. Мог ли Давидовский, влюблённый в космос, отказаться? «Луноход-1», которым он управлял, приземлился на поверхность спутника Земли в 1970 году. И «проложил» на Луне 11-километровую дорожку, сделал 211 лунных панорам (одна из которых, к слову, хранится в Слуцком краеведческом музее), отправил на Землю 25 тысяч фотографий. Но кое-что долго оставалось в секрете. Накануне Международного женского дня Константин Константинович решил необычно поздравить работниц центра управления: составить маршрут лунохода так, чтобы получилась надпись «8 марта». Но энергии хватило только на цифру, дописать оставшееся можно было только после подзарядки с восходом солнца – не успевали. Впрочем, и такому подарку – 100-метровой восьмёрке – женщины были очень рады. Кстати, она до сих пор сохранилась на безветренной поверхности Луны. Константин Давидовский оставил свой след на ней не только километрами дорог от луноходов. Один из кратеров там именуется в честь знаменитого штурмана. По-простому: Костя.

В Весейской школе учился ещё один покоритель космоса – Владимир Судникович. Когда-то много лет назад для него, тогда ещё девятиклассника, встреча с земляком Константином Давидовским, можно сказать, стала судьбоносной.

– В 1975 году Константин Константинович приезжал к нам в школу, рассказывал о своём луноходе, – вспоминает Владимир Владимирович. – Какое же впечатление на нас, мальчишек, произвели эти рассказы о Луне, космосе и космодромах! Хорошо помню, как я, слушая эти фантастические истории, подумал: «Надо бы проверить!» Проверил. Оказалось, все действительно так.

С той памятной встречи в школьном музее до сих пор хранится фотография штурмана Давидовского с высоким пареньком. Встретятся они ещё не раз, и уже по работе. С будущей профессией Владимир Судникович определился практически в тот же день. Да и тяга к небу была с самого детства: мастерил самолётики из дерева, делал им настоящие пропеллеры и запускал с крыши. Поэтому никого не удивило, что поступил Володя именно в Калининградское военное авиационно-техническое училище, а потом – и в Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского. 15 лет проработал испытателем космических аппаратов, управлял десятками спутников на околоземной орбите. Теперь же как минимум два раза в месяц вместе с супругой Ларисой (кстати, одноклассницей) приезжает на малую родину. И непременно привозит с собой «космический» сувенир для музея родной школы и в Слуцкий краеведческий музей.

В Слуцком краеведческом музее хранится около 500 «космических» экспонатов: фотографии покорителей космоса, их личные вещи, автографы знаменитых земляков, настоящий провиант космонавтов, скафандры и бортовые самописцы… Есть тут и модель той самой знаменитой третьей ступени – легендарного изобретения Семена Косберга, которое позволило достигнуть нужной скорости космическому кораблю, чтобы свершился первый полет человека в космос. Между прочим, после своей знаменитой фразы «Поехали!», когда включилась третья ступень, Гагарин произнёс ещё одну: «Косберг сработал!»

А родился Семён Ариевич в семье кузнеца, в которой было 9 детей. Он прошёл путь от простого фрезеровщика на заводе (эта фотография также имеется в фондах музея) до величайшего конструктора космических двигателей. Говорят, что был мастером на все руки: успел поработать и в кузнице отца, плотничал и даже был неплохим портным.

– Как-то во время разговора с коллегами, когда спор зашёл в тупик, он сказал: «Давай-ка я тебе лучше костюм сошью», – рассказывает научный сотрудник слуцкого музея Василий Тишкевич. – И сшил! А ещё ремонтировал обувь, конструировал и смолил лодки…

КСТАТИ


Есть на Луне ещё два кратера, названные в честь слутчан: один носит имя Витольда Цераского, второй – Семена Косберга.

www.sb.by

 

Ольга САВИЦКАЯ
savitskaya@sb.by

На заставке - Владимир Судникович с учениками Весейской средней школы.



 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 1162. Последнее 2021-10-16 00:42:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
boikoauto@tut.by